?

Log in

No account? Create an account
 
 
26 July 2014 @ 06:18 pm
БРОНЕПОЕЗДНЫЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ Октябрь 1924 - Июнь 1941  


1. Отдельные полки бронепоездов, отдельные дивизионы бронепоездов, а также бронепоезда, входившие в их состав

1 запасный полк бронепоездов
Развернут при мобилизации в сентябре 1939 на базе 4 отдельного дивизиона бронепоездов по штату № 016/800. Состоял из 2 учебных дивизионов, и предназначался для подготовки кадров и комплектации новых подразделений бронепоездных частей. Демобилизован по окончании кампании.

2 полк бронепоездов
Переименован из Отдельного территориального полка бронепоездов при переводе на штаты, утвержденные приказом РВС СССР № 437 от 01.10.26.
Согласно штатам, 2 полк бронепоездов насчитывал 4 бронепоезда (3 легких и 1 тяжелый), железнодорожную батарею и батарею бронедрезин – всего 6 легких, 2 тяжелые бронеплощадки, 2 площадки со 120-мм орудиями, 2 бронепогреба для хранения 120-мм снарядов, 6 бронепаровозов и 2 бронедрезины.
Согласно директиве РВС СССР от 01.10.29 переведен на штат № 10/4, включив в себя школу, 3 дивизиона (2 легких и 1 тяжелый бронепоезд в каждом), 3 железнодорожные батареи и 1 батарею бронедрезин – всего 12 легких, 6 тяжелых бронеплощадок, 12 бронепаровозов, 4 бронеплощадки со 120-мм орудиями и 3 бронепогреба; л/с 485 чел. (90 чел. ст. и ср. начсостава, 165 чел. мл. начсостава, 230 рядовых).
Приказом РВС СССР от 13.02.30 переименован во 2 полк бронепоездов им. Рабочих завода «Красный Профинтерн».
01.10.31 переименован в Отдельный полк бронепоездов им. Рабочих завода «Красный Профинтерн».

Отдельный полк бронепоездов
Переименован 01.10.31 из 2 полка бронепоездов им. Рабочих завода «Красный Профинтерн».
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат 16/730, включив в себя 4 дивизиона и 1 учебный бронепоезд; численность л/с – 550 чел.
Расформирован директивой Генерального Штаба РККА № 4/3/46480 от 21.03.39.

Отдельный территориальный полк бронепоездов
Сформирован 01 – 10.10.24 в г. Карачеве (Орловский ВО) на базе Учебно-опытной бригады бронепоездов (последняя была сформирована 20.06.21 на основе Запасной бригады бронепоездов, существовавшей с конца 1918) для подготовки кадров бронепоездных частей и обеспечения их мобилизационного развертывания в военное время.
Согласно штату, утвержденному приказом РВС СССР № 1181 от 28.09.24, включал в себя 2 легких и 1 тяжелый бронепоезда, бронепоезд особого назначения (ОСНАЗ) со 120-мм орудиями и звено пулеметных бронедрезин.
01.05.25 представителями завода «Красный Профинтерн» полку было вручено шефское знамя с надписями: «Пролетарии всех стран соединяйтесь – Подшефному территориальному полку бронепоездов от рабочих и служащих завода «Красный Профинтерн» - Храните боевые традиции героев-броневиков гражданской войны».
При переводе на новые штаты, утвержденные приказом РВС СССР № 437 от 01.10.26, переименован во 2 полк бронепоездов.

1 отдельный дивизион бронепоездов
Сформирован 13.10 – 01.11.24 в г. Киеве (Украинский ВО) по штату, утвержденному приказом РВС СССР № 1181 от 28.09.24, как 1 Краснознаменный дивизион полевых бронепоездов в составе бронепоездов № 10 им. Розы Люксембург, 11 и 154.
Дивизион унаследовал орден Красного Знамени, которым был награжден в 1920 г. бронепоезд № 61 «Имени III Интернационала» за участие во взятии г. Баку (Азербайджан). После сокращения бронепоездных частей бронепоезд № 61 влился в бронепоезд № 4 «Коммунар», куда и сдал знамя с орденом. В октябре 1924 бронепоезд № 4 был расформирован - площадки сдали на склад в г. Брянск, а бронепаровоз и 40 чел. команды прибыли в г. Киев для формирования 1 дивизиона полевых бронепоездов. Красное знамя с орденом на основании устного приказа начальника штаба Украинского ВО было передано командиру 1 дивизиона. Приказом по войскам Киевского ВО № 70 от 29.10.38 за дивизионом было закреплено наименование 1 Краснознаменного.
При переводе на новые штаты, утвержденные приказом РВС СССР № 437 от 01.10.26, переименован в 1 дивизион бронепоездов в составе бронепоездов № 15, 17 и 31 (бывшие бронепоезда № 10, 11 и 154 соответственно).
Согласно директиве РВС СССР от 01.10.29 переведен на штат № 10/5.
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат 16/731. При этом численность л/с составила 314 чел., а управление дивизиона получило 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (БА-10жд, БА-20жд) и 1 съемную моторную дрезину Су.
30.11.39 – 13.03.40 участвовал в советско-финляндской войне. 29.06. – 09.07.40, в составе бронепоездов № 15 и 31, дивизион участвовал в походе в Бессарабию.
Командный состав и материальная часть 1 отдельного дивизиона бронепоездов на 22.06.41: командир дивизиона – майор Макаев;
- легкий бронепоезд № 15; командир – ст. лейт. Т.Б. Симберг;
- легкий бронепоезд № 17;
- тяжелый бронепоезд № 31; командир – кап. Волгин;
- прочая матчасть – 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 съемная моторная дрезина Су, 5 железнодорожных торпед ЖДТ-3, 1 вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 314 чел.

2 отдельный дивизион бронепоездов
Сформирован 03 – 10.10.24 в г. Карачеве (Орловский ВО) по штату, утвержденному приказом РВС СССР № 1181 от 28.09.24, как 2 дивизион полевых бронепоездов в составе бронепоездов № 18, 20 и 33.
В середине октября 1924 дивизион убыл в г. Витебск (Белорусский ВО), в мае 1930 передислоцирован в г. Полоцк (Белорусский ВО).
При переводе на новые штаты, утвержденные приказом РВС СССР № 437 от 01.10.26, переименован во 2 дивизион бронепоездов.
Согласно директиве РВС СССР от 01.10.29 переведен на штат № 10/5.
Согласно директивы Генерального Штаба РККА от 23.01.32 передислоцирован на ст. Бочкарево Уссурийской ж.д. (ОКДВА), затем на ст. Куйбышевка-Восточная (ДВФ).
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат 16/731. При этом численность л/с составила 314 чел., а управление дивизиона получило 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд) и 1 съемную моторную дрезину Су.
Материальная часть 2 отдельного дивизиона бронепоездов на 22.06.41:
- легкий бронепоезд № 18;
- легкий бронепоезд № 20;
- тяжелый бронепоезд № 33;
- прочая матчасть – 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 съемная моторная дрезина Су, 5 железнодорожных торпед ЖДТ-3, 1 вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 314 чел.

3 отдельный дивизион бронепоездов
Развернут 03.05.39 в г. Брянске согласно директиве Генерального Штаба РККА № 4/3/46480 от 21.03.39 за счет штатной численности расформированного Отдельного полка бронепоездов по штату № 16/731.
04.05.39 убыл в г. Ворошилов (1 ОКА ДВФ).
Материальная часть 3 отдельного дивизиона бронепоездов на 22.06.41:
- легкий бронепоезд № 41;
- легкий бронепоезд № 42;
- тяжелый бронепоезд № 43;
- прочая матчасть – 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 съемная моторная дрезина Су, 5 железнодорожных торпед ЖДТ-3, 1 вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 314 чел.

4 отдельный дивизион бронепоездов
Развернут 30.04.39 в г. Брянске согласно директиве Генерального Штаба РККА № 4/3/46480 от 21.03.39 по штату № 16/731, совместно с кадрами 6 и 12 отдельных дивизионов бронепоездов (по 29 чел. каждый).
Материальная часть и командный состав 4 отдельного дивизиона бронепоездов на 22.06.41: командир – майор Бончев;
- легкий бронепоезд № 40;
- легкий бронепоезд № 44; командир – ст. лейт. С.Л. Клюев;
- тяжелый бронепоезд № 46 командир – кап. Немазанников;
- прочая матчасть – 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 съемная моторная дрезина Су, 5 железнодорожных торпед ЖДТ-3, 1 вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 314 чел.
Материальная часть и командный состав кадра 6 отдельного дивизиона бронепоездов («скрытого формирования»), находившаяся при 4 отдельном дивизионе бронепоездов, на 22.06.41:
- легкий бронепоезд № 50; командир – лейт. Заболоцкий;
- легкий бронепоезд № 51; командир – ст. лейт. Ананьев;
- тяжелый бронепоезд № 52; командир – лейт. Колокольцев.
Материальная часть и командный состав кадра 12 отдельного дивизиона бронепоездов («скрытого формирования»), находившаяся при 4 отдельном дивизионе бронепоездов, на 22.06.41: командир – С.В. Дерюгин;
- легкий бронепоезд № 47;
- легкий бронепоезд № 48;
- тяжелый бронепоезд № 49.

7 отдельный дивизион бронепоездов
Сформирован 25.02 – 05.03.25 на ст. Навтлуг (Краснознаменная Кавказская армия) по штату, утвержденному приказом РВС СССР № 1181 от 28.09.24, как 7 дивизион бронепоездов в составе бронепоездов № 7 им. В.И. Ленина, 8 (учебный), 9 и 12 им. Л.Д. Троцкого.
При переводе на новые штаты, утвержденные приказом РВС СССР № 437 от 01.10.26, бронепоезда дивизиона были переименованы в № 27, 29 и 22 (бывшие бронепоезда № 7, 9 и 12 соответственно), а также учебный бронепоезд № 28 (бывший учебный бронепоезд № 8).
Согласно директиве РВС СССР от 01.10.29 переведен на штат № 10/6, по которому в состав дивизиона были включена дополнительная бронепоездная единица – кадр 2-й очереди 1 легкого бронепоезда, содержавшегося по штату № 10/7, - который укомплектовывался л/с при проведении мобилизации.
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат 16/731. При этом численность л/с составила 314 чел., а управление дивизиона получило 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд) и 1 съемную моторную дрезину Су.
Дополнительно, согласно штату № 16/602, вместо 1 легкого бронепоезда кадра 2-й очереди, при дивизионе было развернуто 4 бронепоезда кадра 2-й очереди (легких № 53, 54 и 55 и тяжелого № 56).
Материальная часть и командный состав 7 отдельного дивизиона бронепоездов на 22.06.41: командир – подполк. В.П. Жамкин;
- легкий бронепоезд № 27;
- легкий бронепоезд № 29;
- тяжелый бронепоезд № 22;
- прочая матчасть – 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 съемная моторная дрезина Су, 5 железнодорожных торпед ЖДТ-3, 1 вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 314 чел;
- кадр 2-й очереди легкого бронепоезда № 53; командир – кап. А.Д. Джахиев;
- кадр 2-й очереди легкого бронепоезда № 54;
- кадр 2-й очереди легкого бронепоезда № 55;
- кадр 2-й очереди тяжелого бронепоезда № 56; командир – кап. С.Н. Бородавко.

8 отдельный дивизион бронепоездов
Сформирован 11.02.32 в г. Полоцке (Белорусский ВО) по штату № 10/5 взамен убывшего на Дальний Восток 2 отдельного дивизиона бронепоездов, в составе легких бронепоездов № 16, 45 и тяжелого № 21. Материальная часть поступила с военного склада № 60 (г. Брянск).
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат 16/731. При этом численность л/с составила 314 чел., а управление дивизиона получило 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд) и 1 съемную моторную дрезину Су.
30.11.39 – 13.03.40 легкий бронепоезд № 45 8 отдельного дивизиона бронепоездов участвовал в советско-финляндской войне.
По окончании военных действий, дивизион передислоцирован в г. Туапсе (Северокавказский ВО).
Материальная часть и командный состав 8 отдельного дивизиона бронепоездов на 22.06.41: командир – подполк. Суханов;
- легкий бронепоезд № 16;
- легкий бронепоезд № 45; командир – мл. лейт. Алекин;
- тяжелый бронепоезд № 21; командир – лейт. Чистик;
- прочая матчасть – 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 съемная моторная дрезина Су, 5 железнодорожных торпед ЖДТ-3, 1 вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 314 чел.

9 отдельный дивизион бронепоездов
Сформирован 10.03. – 08.04.32 в г. Брянске (Белорусский ВО) по штату № 10/5 при Отдельном полку бронепоездов для усиления войск ОКДВА. 01.05.32 дивизион прибыл на место дислокации в г. Никольск-Уссурийский (ОКДВА; с 1935 – г. Ворошилов).
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат 16/731. При этом численность л/с составила 314 чел., а управление дивизиона получило 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд) и 1 съемную моторную дрезину Су.
Дополнительно, согласно штату № 16/602, при дивизионе был развернут кадр 2-й очереди тяжелого бронепоезда (без номера).
Материальная часть 9 отдельного дивизиона бронепоездов на 22.06.41:
- легкий бронепоезд № 24;
- легкий бронепоезд № 25;
- тяжелый бронепоезд № 23;
- прочая матчасть – 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 съемная моторная дрезина Су, 5 железнодорожных торпед ЖДТ-3, 1 вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 314 чел.
- кадр 2-й очереди тяжелого бронепоезда (без номера).

Временные дивизионы бронепоездов (2)
Два временных управления дивизионов бронепоездов были сформированы в августе 1929, в связи с обострением отношений СССР и Китая, для усиления частей Особой Дальневосточной армии (ОДВА). В их состав входили бронепоезда № 13, 63, 64, 65, 66 и 67. По окончании военных действий, расформированы на основании директивы Штаба РККА № 17033сс от 07.02.30.

100 легкий артиллерийский полк
Сформирован в 1939 в г. Чита (Забайкальский ВО). В состав полка была включена материальную часть 3 кадров 2-й очереди легких бронепоездов № 64, 65 и одного без номера. Материальная часть старая, полученная из 2 и 3 отдельных дивизионов бронепоездов в 1939 – 1940.

2. Отдельные бронепоезда

Отдельный легкий бронепоезд № 10 «Красновосточник»
Переименован из Отдельного легкого бронепоезда № 14 при переводе на новые штаты, утвержденные приказом РВС СССР № 437 от 01.10.26.
Дислоцировался в г. Ашхабад (Среднеазиатский ВО), затем на ст. Кизил-Арават (САВО).
Согласно директиве РВС СССР от 01.10.29 переведен на штат № 10/8, включив кадр 2-й очереди легкого бронепоезда штата № 10/9.
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат № 16/601-А. При этом в состав бронепоезда включались 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 бронедрезина, 5 железнодорожных торпед ЖДТ, 1 съемная моторная дрезина Су и вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 106 чел.
Дополнительно, согласно штату № 16/602, был развернут кадр 2-й очереди легкого бронепоезда № 62.

Отдельный легкий бронепоезд № 11
Дислоцировался на ст. Грозный (Северокавказский ВО).
Согласно директиве РВС СССР от 01.10.29 переведен на штат № 10/8, включив кадр 2-й очереди легкого бронепоезда штата № 10/9.
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат № 16/601-А. При этом в состав бронепоезда включались 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 бронедрезина, 5 железнодорожных торпед ЖДТ, 1 съемная моторная дрезина Су и вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 106 чел.
Дополнительно, согласно штату № 16/602, был развернут кадр 2-й очереди легкого бронепоезда № 61.
Согласно шифротелеграмме Генерального Штаба РККА № Орг/1266 от 29.12.40 передислоцирован в г. Ашхабад (Среднеазиатский ВО).

Отдельный легкий бронепоезд № 13 «Красный Уфимец»
Дислоцировался на ст. Никольск-Уссурийский (с 1935 – г. Ворошилов; ОДВА), затем на ст. Куйбышевка-Восточная (ДВФ).
Согласно директиве РВС СССР от 01.10.29 переведен на штат № 10/8, включив кадр 2-й очереди 2 легких бронепоездов штата № 10/9.
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат № 16/601-А. При этом в состав бронепоезда включались 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 бронедрезина, 5 железнодорожных торпед ЖДТ, 1 съемная моторная дрезина Су и вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 106 чел.

Отдельный легкий бронепоезд № 14
Дислоцировался на ст. Эмир-Абад (Среднеазиатский ВО).
При переводе на новые штаты, утвержденные приказом РВС СССР № 437 от 01.10.26, переименован в Отдельный легкий бронепоезд № 10.

Отдельный легкий бронепоезд № 60
Сформирован летом 1932 в г. Омске (Сибирский ВО) по штату № 10/9 как бронепоезд кадра 2-й очереди при 12 артиллерийском полку.
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 расформирован, а материальная часть передислоцирована в г. Ленинград (Ленинградский ВО) и включена в состав Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС) им. А.Г. Бубнова.

Учебный легкий бронепоезд № 60
Сформирован в 1937 в г. Ленинграде (Ленинградский ВО) на базе материальной части Отдельного легкого бронепоезда № 60, переданной в состав Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС) им. А.Г. Бубнова по штату № 18/304-5.

Отдельный бронепоезд № 63
Развернут 12.07.29 на базе Отдельного легкого бронепоезда № 13 «Красный Уфимец» для усиления частей Особой Дальневосточной армии (ОДВА).
Дислоцировался в г. Чита (Забайкальский ВО), затем на ст. Даурия (Забайкальский ВО).
Согласно директиве РВС СССР от 01.10.29 переведен на штат № 10/8, включив кадр 2-й очереди 2 легких бронепоездов штата № 10/9.
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат № 16/601-А. При этом в состав бронепоезда включались 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 бронедрезина, 5 железнодорожных торпед ЖДТ, 1 съемная моторная дрезина Су и вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 106 чел.

Отдельный бронепоезд № 64
Сформирован в 1929 для усиления частей Особой Дальневосточной армии (ОДВА). По окончании военных действий, на основании директивы Штаба РККА № 17033сс от 07.02.30 обращен в кадр 2-й очереди при 13 отдельном бронепоезде.

Отдельный бронепоезд № 65
Сформирован в 1929 для усиления частей Особой Дальневосточной армии (ОДВА). По окончании военных действий, на основании директивы Штаба РККА № 17033сс от 07.02.30 обращен в кадр 2-й очереди при 13 отдельном бронепоезде.

Отдельный бронепоезд № 66
Сформирован в 1929 для усиления частей Особой Дальневосточной армии (ОДВА). По окончании военных действий, на основании директивы Штаба РККА № 17033сс от 07.02.30 обращен в кадр 2-й очереди при 63 отдельном бронепоезде.

Отдельный легкий бронепоезд № 66
Сформирован директивой начальника Генерального Штаба РККА № 4/2/35470 от 02.07.36 при 9 отдельном дивизионе бронепоездов по штату № 10/8.
23.12.36 дислоцирован на ст. Камень-Рыболов (ОКДВА), затем на ст. Бикин (ДВФ).
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат № 16/601-А. При этом в состав бронепоезда включались 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 бронедрезина, 5 железнодорожных торпед ЖДТ, 1 съемная моторная дрезина Су и вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 106 чел.

Отдельный бронепоезд № 67
Сформирован в 1929 для усиления частей Особой Дальневосточной армии (ОДВА). По окончании военных действий, на основании директивы Штаба РККА № 17033сс от 07.02.30 обращен в кадр 2-й очереди при 63 отдельном бронепоезде.

Отдельный тяжелый бронепоезд № 67
Сформирован директивой начальника Генерального Штаба РККА № 4/2/35470 от 02.07.36 на ст. Лазо (ОКДВА) при 9 отдельном дивизионе бронепоездов.
Согласно «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10.03.37 переведен на штат № 16/601-Б. При этом в состав бронепоезда включались 5 бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), 1 бронедрезина, 5 железнодорожных торпед ЖДТ, 1 съемная моторная дрезина Су и вагон-мастерская ДМ; численность л/с – 96 чел.


Остатки бронеплощадок на запасных путях ст. Рославль, 2006 г.